Кузнецова Людмила Юрьевна
учитель профессионально-трудового обучения
(швейное дело)
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля.
Кто я?
Я леплю человека.
Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души.
Я – учитель!
Наталья Чернова
Учитель… Мой первый учитель… Её пример стал началом пути к осуществлению моей мечты. Рада, что именно эту профессию я выбрала. Как гордо звучит «Я – учитель!»
Часто спрашиваю себя: «Какой я учитель? Интересна ли я обучающимся? Смогла ли я привить любовь к творчеству, увлечь, повести за собой?» Ведь они удивительно разные, эти девчонки и мальчишки, добрые и ласковые, капризные и непослушные, любопытные и непосредственные, но все они для меня – мои ученики.
23 года я работаю учителем профессионально-трудового обучения (швейное дело) в учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Как известно, что учение нашим детям дается с большим трудом в силу своих особенностей развития (недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности; им присуща слабая мотивированность на установление межличностных контактов, грубые нарушения мелкой и крупной моторики и др). В нашей школе работать трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому.
Свое педагогическое кредо я могу выразить словами С. Л. Соловейчика: «Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое». У современного учителя много назначений: учитель - друг, учитель - мама, учитель - мудрец, учитель - патриот… Уверена во мне все это гармонично сочетается. Я считаю, что неталантливых детей нет. Дар есть у каждого ребенка. Каждый уникален и неповторим. Моя задача - осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, учить ставить цели, контролировать и оценивать свои и чужие действия. Думаю, что мне это удается. И это созвучно с целью деятельности нашего образовательного учреждения.
Курс профессионально-трудового обучения ограничен рамками изучения программного материала. К тому же, наши обучающиеся слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации, а внеурочные занятия способствуют их применению в практической деятельности, вне уроков. Так , 13 лет назад, появилась идея создать творческое объединение «Волшебная иголочка». В его состав входило десять обучающихся. Сначала мы с ребятами изготавливали поделки, принимали участие в различных творческих конкурсах, выставках. Результаты конкурсов поражали не только ребят, коллег но и педагогов Детского дома творчества, общеобразовательных школ района. Красота костюма и умение показать его – вот что нас с девочками больше всего интересовало. И мы начали создавать костюмы. Первым опытом стала коллекция «Сударушка». Мы изучали историю русского костюма, рисовали эскизы. Каждый из ребят нашел дело по душе, являясь одновременно и швеей, и художником, и модельером….
И вот костюмы готовы, но их еще нужно представить. И такая возможность у нас появилась в рамках районного конкурса «Сибирь талантами богата». Успех превзошел наши ожидания – мы стали лауреатами. Это послужило стимулом для успешного развития данного направления деятельности. За эти годы нами создано 11 тематических коллекций: «Вариации на школьную тему», «Времена года», «Космические гости», «Гордые птицы», «Россия молодая», «Аборигены Кузбасса», «Три чуда Гвидона», «Воинствующая гармония», «Радуга на всех одна», «Мелодия воды». Многие из них стали победителями областного конкурса детских театров моды «Подиум-2013, 2015гг» и межмуниципального конкурса детского творчества «Весна в Ижморке». Самой большой наградой для ребят, итогом деятельности является демонстрация коллекций, выход на большую сцену.
Сейчас мы гордо звучим студия-театр моды «Волшебная иголочка». Это не просто кружок. Это - своеобразная школа для ребят, маленький мир, в котором учащиеся получают бесценный опыт общения, необходимый в жизни. Это своеобразное смешение прикладного творчества, моды, пластики, танца, дефиле. Это как нельзя лучше формирует у детей чувство стиля, художественный вкус, артистизм, помогает раскрыть свои таланты, поверить в себя. Сейчас в студии занимается 25 ребят. И каждый из них – постепенно раскрывающийся талант!
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Горда за них, за наши победы, прежде всего, за победы над самим собой.
И сегодня, после уроков, девчонки и мальчишки спешат в швейную мастерскую, где рождаются новые идеи, зажигаются новые звездочки, создается новая коллекция «Куклы мира». Свой опыт мы представили на различных уровнях: областной семинар - практикум для руководителей муниципальных органов управления образованием «Лучшие педагогические практики Кузбасса», 2017г; Всероссийский фестиваль детского творчества «Варенье собирает друзей» г. Казань, 2018; Всероссийский конкурс «Виват, таланты!» 2019г.
Моим главным убеждением было и остается то, что решающим фактором воздействия на обучающихся являются личностные качества учителя: трудолюбие и энергия, творчество, неравнодушное отношение к делу, ради которого я ежедневно переступаю порог школы.
Мои выпускники успешно продолжают обучение в Государственных учреждениях профессионального образования области по специальностям, швея, швея-вышивальщица. Отдавая частицу себя и получая взамен искренние эмоции и успехи детей, благодарность родителей и поддержку коллег, понимаю, что в этом и заключается мое предназначение.
Течет река времени. Это движение разве не есть жизнь? А развитие обучающихся - разве не самое главное в работе учителя. Я готова представить свой опыт работы.